preloader
X

Узаконенное нарушение Конституции, о качестве пищевых продуктов, причинах и предложениях

Мы привыкли к изобилию, широкому ассортименту пищевых продуктов в розничной сети. За последние годы, в том числе и в период короновирусной инфекции, в РФ не было и надеемся в дальнейшем не будет, срыва в снабжении населения  продуктами питания. Однако, есть существенные замечания к качеству этих продуктов.

Почти ежедневно в теле и  радиопередачах, в других СМИ, сообщается об одной из злободневной  проблеме российского потребительского рынка - наличии значительного оборота несоответствующих нормативам пищевых продуктов, в том числе фальсифицированных и даже очень опасных для здоровья людей. Выступая в Совете Федерации министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров, не так давно, сказал, что в РФ «фальсификат по молоку оценивается в 20 %, по рыбе доходит до 50 процентов». А его заместитель Е. Евтухов,  отметил, что при лабораторных проверках в 2018 г., почти 70 % товаров в стране  «не отвечают обещанным требованиям».

Более конкретно, состояние качества пищевых продуктов на потребительском рынке РФ можно рассмотреть на примере Воронежской области. Проведенный общественным движением «Качество нашей жизни», мониторинг за предыдущий год, с исследованием в аккредитованных лабораториях, показал, что из закупленных  в розничной сети г. Воронежа 100 образцов пищевой продукции, более 50 % оказались не просто нестандартными, а фальсифицированными неизвестными веществами, вполне возможно опасными для здоровья людей. Установлено, что больше всего подделывается молочная продукция – масло, сгущённое молоко, сметана, творог. Даже не редкость фальсифицированное обычное питьевое молоко и кефир. В полуфабрикатах (творожники, сырники, вареники), в тортах, бисквитных изделиях, вместо творога из молока, используется химическая смесь, так называемый «творожный продукт».  При его изготовлении  используется в основном вода и растительный жир, плюс дешевые стабилизаторы, консерванты, красители и совсем немножко сухого молока. В колбасе многих производителей, вместо мяса соевый белок, крахмал, клетчатка и т.п. Самым безобидным массовым нарушением при производстве колбасных изделий, замена говядины и свинины дешевым мясом птицы. Недобросовестными производителями мясо для увеличения веса перед реализацией насыщается различными растворами. Такая же ситуация по пицце, где вместо натурального сыра используются сырные продукты, в которых молочный жир заменен растительным.

По просьбе руководителей некоторых бюджетных учреждений региона, нами проверены поступившие к ним по контрактам продукты и была выявлена фальсификация масла сливочного, творога, сметаны, сосисок и даже томатной пасты.

Не лучшая ситуация и в текущем году. В рамках реализации проекта Президентского гранта "Делаем правильный выбор вместе" среди проверенных пищевых продуктов за январь – апрель текущего года оказались фальсифицированными 70 % почти из 50 образцов молочных продуктов (масло, сыр, молоко питьевое), колбасных изделий.  Даже страшно становится, когда узнаёшь, чем нас кормят. В розничной торговле региона продукции местного производства, за исключением молочных и хлебобулочных изделий, «днем с огнем» трудно найти, а  уважаемые ближние и дальние соседи из Липецкой, Белгородской, Курской, Брянской, Московской, Саратовской, Ивановской областей, из Алтайского края, республики Адыгея успешно насыщают наш рынок самыми «высококачественными» продуктами. (подробности на сайте «качество-нашей--жизни.рф»)

Опасность употребление нестандартных, а тем более фальсифицированных пищевых продуктов заключается в том, что потребителю неизвестен их состав. Особенно это важно для пожилых, детского возраста людей с  хроническими заболеваниями и т.д. Для того, чтобы поддельные продукты  были похожие на натуральные, производители вносят туда различные вещества, вполне возможно и опасные для здоровья людей, в том числе и синтетического происхождения – красители, ароматизаторы, улучшители вкуса и запаха, стабилизаторы, консерванты и т. п. На этикетках эти «улучшители» не обозначены, а указывается, что продукты выработаны по ГОСТ и это привлекает покупателя. Даже аккредитованные лаборатории не могут определить, что находится в таких продуктах. Но фальсифицированные продукты по себестоимости значительно ниже натуральных и поэтому они успешно реализуются. И их приобретают, не только бедные, а большинство населения. По Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», нестандартные, а тем боле фальсифицированные пищевые продукты, являются опасными для здоровья людей и подлежат утилизации.

В существующей системе розничной торговли, кроме наличия фальсифицированных пищевых продуктов, имеются многие другие многочисленные нарушения прав потребителей -  почти нечитаемый текст на упаковке продукта, несоблюдение температурного режима хранения быстро портящихся продуктов, нахождение  на одной полке продуктов с заменителями молочного жира и без них и т.д.

 Мало кто из потребителей обращает внимание, что на многие продукты изготовителями срок годности может увеличиваться в несколько раз. Например, если раньше срок годности колбасы вареной «Докторская» был не больше 72 часов, то сейчас изготовитель может обозначить даже до 60 суток. Для молока питьевого пастеризованного был срок до 3 суток, сейчас 12, пряники раньше были со сроком годности до 10 - 15 суток, сейчас даже год. Следует задуматься, что же туда добавляется, что позволяет многократно увеличивать срок их хранения и чтобы не было заметно порчи. И так по многим продуктам, в том числе и для лечебно-диетического питания. А в общепите, можно с уверенностью сказать, что там сложился почти «полный беспредел», особенно в киосках быстрого питания.

В отличие от государственных структур, общественным объединениям законом «О защите прав потребителей» разрешено не только проверять качество товаров и услуг, но и публиковать эти результаты. А уже на основании общественного мониторинга, только за прошедший год, по представленным материалам движения «Качество нашей жизни», управление Роспотребнадзора по ВО возбудило 25 дел об административных правонарушениях торгующими организациями со всеми необходимыми выводами. Некоторые предприятия и торговые организации на основании предъявленных протоколов лабораторных исследований, сами прекращают реализацию такой продукции или сообщают об ужесточении собственного контроля.

Такими способами нам последний год удалось исключить из реализации продукцию более двадцати предприятий. Но это как многоглавая гидра – одну голову отсечёшь, а на её месте две вырастает. Недобросовестные производители меняют названия и вид упаковки продукции, находят другие уловки.

У нас много добросовестных производителей и они очень озабочены таким положением, т. к., компании, вырабатывающие и реализующие не стандартную, особенно фальсифицированную продукцию, не только успешно развиваются, но и создают недобросовестную конкуренцию.

Несомненно, что вопросами качества должно заниматься государство, но, чтобы не «кошмарить» бизнес, оно устранилось от ответственности за качество предоставляемых населению услуг, товаров, в том числе пищевых продуктов.

Ликвидирована торговая, хлебная и др. инспекции, а также санэпидслужба. Вместо этого, создали новую организацию с красивым названием - «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Роспотребнадзор), а полноценными функциями контроля за качеством товаров и услуг, её не наделили.

Подтверждая это, руководитель Роспотребнадзора РФ А. Попова официально заявила, что «санитарный врач может приостановить реализацию продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет». По ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка может производится только через три года, с обязательным сообщением за год проверяемому. А с 2018 г. стало ещё «лучше» - Роспотребнадзору проверку разрешено проводить выборочно. Глава Союза потребителей России П. Шелищ выразился, что в результате «успешных» законодательных новшеств, недобросовестность становится конкурентным преимуществом в бизнесе.

До чего мы дошли, что в нашей стране для инвалидов, стариков в учреждениях соцзащиты, больных в учреждениях здравоохранения, интернатах, детей в детских садиках, законодательно закреплено снабжение только самыми дешевыми продуктами питания. По ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, главным принципом является не качество продукции, её сбалансированность по питательным веществам и т.п., а самая низкая цена. Особо удивляет отношение государства к качеству школьного питания, где учреждения образования по контрактам получают не сырьё для приготовления пищи, а услугу по питанию. Начальник одного из управлений Роспотребнадзора РФ И. Шевкун, в ходе обсуждения ситуацию в связи с госпитализацией 65 человек из Люберецкой кадетской школы с признаками острой кишечной инфекции, сообщила, что санитарные врачи не могут проверять организатора питания в школах. В отдельных случаях, специалистами Роспотребнадзора проверяется в школах калорийность и микробиологические показатели готовых блюд.

На 5-м съезде, председатель Объединения потребителей России Корягин А.Е., сказал, что положение граждан в сфере потребительского рынка катастрофически ухудшается, а органам власти сейчас не до защиты потребительских прав граждан. Навести порядок – хотя бы максимально сузить сектора с фальсификатом - у государства не получается.

Нарушается Конституция РФ (ст. 2), в которой указано, что защита прав человека, является прямой обязанностью государства. По Конституции (ст.42), мы, потребители, имеем право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, в том числе по качеству пищи. Но если законом контроль качества отменен, что толку от того, что потребитель имеет право, но государство отказалось защищать это право. Воистину, правая рука, не знает, что делает левая. Получилось узаконенное нарушение конституции.

В РФ ни на одну службу, ни на одного чиновника не возложена ответственность за продовольственную безопасность страны, за снабжение населения продуктами питания соотвествующих нормативным требованиям. По улучшению качества продуктов питания периодически издаются Указы, Постановления, Стратегии, Доктрины, но их практически никто не выполняет. Как Правительством РФ, в Госудуме, Совете Федерации, так и в регионах формально создаются комиссии, составляются планы и благополучные отчеты. По этой теме очень показательный следующий пример безпринципности и безотвественности. На требование Председателя Совета Федерации В. Матвиенко, определить конкретную в стране службу ответственную за качество пищевых продуктов, премьер-министр Р.Ф. Д. Медведев ещё в начале 2019 г., пообещал «сформулировать такую задачу Роспотребнадзору», но это оказалось пустыми словами. Уже в январе 2020 г., В. Матвиенко, попросила прокуроров помочь навести порядок с контрафактной продукцией в магазинах. Она отметила, что «это большая угроза здоровью населения, это подрыв нашей экономики, подрыв конкуренции … Почему, когда в Европе люди покупают продукты, они абсолютно уверены, что "мин" нет, они проверены, и все правильно? А у нас такой уверенности у граждан нет".

Надеяться на региональные и муниципальные структуры бесполезно. В структурах правительства Воронежской области очень развита бюрократия и направлять туда предложения бесполезно. Например, членом общественной палаты региона и ОНФ, на имя губернатора, уже в этом году, дважды официально было направлено письмо, о неудовлетворительном качестве пищевых продуктов на потребительском рынке и о том, что ответственный по этому вопросу департамент предпринимательства и торговли не принимает никаких мер. И оба раза чиновники канцелярии это обращение даже не показали губернатору. И в итоге, ответ был получен от руководителя департамента, который, как было указано в обращении, не принимает никаких мер.

На критические замечания СМИ о наличии на потребительском рынке значительного объема некачественных, в том числе опасной для здоровья людей пищевой продукции, нет никакой реакции со стороны региональных и муниципальных чиновников.

Полиция и антимонопольная служба принимают меры только, если выявляются факты недобросовестной конкуренции и мошенничества на миллионы.

Прокуратура занимается только в чрезвычайных случаях, а любые заявления по нарушению прав потребителей, по нестандартной и даже опасной фальсифицированной пищевой продукции, направляет в управления Роспотребнадзора. А если нет массовых заболеваний, если люди  живы, на этом все и заканчивается.

Пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, при попустительстве чиновников, недобросовестные производители и торговые организации, наносят огромный вред здоровью человека.

Ситуация ещё более усложняется в связи с короновирусной инфекцией, кризисом в экономике, а в следствии, этого увеличение безработных, снижение доходов, повышения уровня бедности населения. Если до пандемии федеральные, региональные и муниципальные службы не принимали необходимые меры по прекращению реализации населению нестандартной пищевой продукцией, то сейчас им вообще не до этого. С этого момента ещё больше увеличивается угроза здоровью большинства населения страны, особенно будущего поколения. Об этом объективно  подметил Председатель объединения Потребителей России Карягин А.Е. Вот почти дословно его слова - все понимают, что фальсифицированная продукция является реальной угрозой для здоровья всего населения и большой проблемой для государства! А те предприятия, которые выпускали молочный фальсификат, обязательно воспользуются моментом – увеличат его объемы, еще снизив качество.  Потребитель остается один на один со своими многочисленными старыми и уже новыми проблемами, и практически беспомощен.

Совсем недавно, Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20, утверждена «Доктрина продовольственной безопасности РФ». В новой Доктрине, обозначено, что национальным интересом нашего государства, является обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией. Но очень очевидно, что и этот документ, также может остаться простой бумагой.

Какой выход?

Выход может быть, если руководствоваться учением Гиппократа - лечить надо не болезнь, а больного. Чтобы в корне изменить в стране ситуацию, нужно устранить причину сложившегося неудовлетворительного положения по качеству пищевых продуктов. Для этого должен быть назначен зам. премьер-министра, или министр с достаточными для этого полномочиями и с возложением на него ответственности за продовольственную безопасность страны, за снабжение населения продуктами питания соответствующими нормативным требованиям. А в регионе за это должен отвечать губернатор. В одном из недавних выступлений, губернатор Воронежской области сказал, что ответственность за все, что происходит в регионе, всегда лежит на губернаторе. Но почему то, ни один губернатор в РФ не наказан, когда в регионах выявляются резонансные случаи реализации населению нестандартной, в том числе и фальсифицированной пищевой продукции опасной для здоровья людей. Вину всегда возлагают на «стрелочника».

Если будет устранена главная причина, вот тогда может и будет принять закон о существенном наказании за производство и реализацию пищевых продуктов несоответствующих нормативным требованиям, в плоть до уголовной ответственности. Может тогда Роспотребнадзор не будет заниматься контролем качества финансовых услуг (санитарные врачи и финансовые услуги?) и т.п., не будет «кошмарить» бизнес, а просто будет контролировать качество и безопасность пищевых продуктов, закупая их непосредственно в розничной сети, общепите, в бюджетных учреждениях и  принимать необходимые меры. Может тогда будет отменено применение ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ для закупки пищевых продуктов учреждениям здравоохранения, соцзащиты и образования. Ещё можно будет надеяться на недопущения чехарды в стандартах, техрегламентах, в структурах, устанавливающих эти нормативы. Может тогда появятся методики и оборудование для определения полного состава и качества пищевых продуктов.

Может тогда люди будут уверены, что в нашей стране все пищевые продукты только качественные.

Но пока этого нет, то нужно действовать, как в известной пословице  – на Бога надейся, а сам не плошай. Общественность должна активизировать работу по контролю за качеством пищевых продуктов на потребительском рынке страны, каждого региона, каждого муниципального образования, по повышению потребительских знаний населения, по обеспечению населения своевременной и достоверно информацией о фактическом качестве пищевых продуктов. Информированный, грамотный потребитель своим рублем сам может наказать недобросовестных производителей и продавцов.

 

Все проходит, пройдет и пандемия. Будем надеяться, что Президент РФ В. Путин и премьер-министр РФ М. Мишустин, найдут возможность заняться вопросами надежного снабжения населения пищевыми продуктами гарантированного качества. Очень хотелось, что в любой точке нашей страны, потребитель не сомневался в качестве приобретаемой продукции, чтобы все были уверены, что в детских садиках, школах, интернатах для инвалидов и престарелых, в больницах  кормят не самой дешевой, а хорошей продукцией.

 

Н.М. Дегтярев

член рабочей группы Общественной палаты РФ

по противодействию обороту фальсифицированных продуктов питания,

руководитель рабочей группы по мониторингу продовольственного

рынка и контролю за организацией питания в

бюджетных учреждениях,  член Общественной палаты

Воронежской области,

член Общероссийского движения «Народный Фронт «За Россию», 

председатель Совета отделения Общероссийского движения

«Объединение Потребителей России» в Воронежской области,

руководитель общественного движения «Качество нашей жизни».

 

Л.В. Антипова

заслуженный деятель науки, д.т.н., профессор ВГУИТ,

член Совета отделения Общероссийского движения

«Объединение Потребителей России» в Воронежской области,

член рабочей группы Общественной палаты Воронежской области

по мониторингу продовольственного рынка и контролю

за организацией питания в бюджетных учреждениях,

председатель экспертного Совета общественного движения

«Качество нашей жизни».