preloader
X

Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В. (повторное)

Президенту РФ В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Учитывая Ваши неоднократные заявления (предложения, требования), о возможности и необходимости участия общественности в решении национальных проектов, 17 декабря 2024 г. в адрес президента РФ на прямую линию, через официальный сайт было направлено коллективное обращение с конкретными предложениями. Они подготовлены на основе многолетнего мониторинга состояния продовольственного обеспечения населения страны, состояние безопасности и качества продуктов массового потребления на потребительском рынке РФ.

Однако, на наше обращение мы не получили ответ о мерах, которые обеспечили бы население страны пищевой продукцией не только в достаточном объеме, но и гарантированного качества.

  1. Во-первых, Управлением Президента РФ наше обращение было перенаправлено не по компетенции, что подтверждает заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ И.А. Федина (письмо Минсельхоза от 15.01.2025 г. № 21-Д-7957/ог-160).
  2. Во-вторых, управлением Президента РФ, при перенаправлении обращения не была поставлена задача рассмотрения возможности решения предлагаемых нами предложений (Письмо Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 17.12.024 г. № А26-09-143874571-Л1).
  3. В-третьих, по мнению многих общественных деятелей, ученых и ответственных лиц, изложенные предложения в коллективном письме на горячую линию к Президенту РФ не могут быть выполненными или их выполнение будет растянуто «на века», потому что ни на одну структуру, ни на одного чиновника в Правительстве РФ не возложена ответственность за продовольственное обеспечения населения, за производство и реализацию безопасных и качественных продуктов питания.

Становиться страшно, от того, что в нашей стране, в настоящее время, реально действуют тысячи предприятий, безнаказанно вырабатывающих и реализующих населению громадный объем опасной для здоровья людей фальсифицированной пищевой продукции массового потребления, в том числе лечебно-профилактического и диетического направления (Государственный доклад Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2023 году»). В тоже время, меры по закрытию таких производств не применяются, а их становиться все больше и больше. Известны предприятия постоянно вырабатывающие фальсифицированную пищевую продукции более 10 лет. Применение к нарушителям имеющихся мер воздействий какими иногда пользуются контролирующие организации - предостережения, отзывы деклараций соответствия, незначительные суммы штрафов, оказываются не эффективным. А для розничной торговли, в нашей стране, которая ежегодно сбывает сотни тысяч тонн фальшивой, опасной пищевой продукции, вообще не предусмотрено никакого наказания. Причем, никто не отменял ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020), в котором четко определено (ст. 3, п. 2 и 3) - фальсифицированные пищевые продукты признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы.

Дальше делать вид, что ничего серьёзного не происходит - нельзя. В стране не может быть обеспечена продовольственная безопасность при таком состоянии качества реализуемых населению пищевых продуктов массового потребления.

В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, несмотря на Вашу занятость, просим, обратить внимание на эту проблему. От её решения, без преувеличения, зависит здоровье всего населения нашей огромной страны, в том числе тех людей, которые находятся под опекой государства в пансионатах и приютах для детей, инвалидов, пожилых людей, в учреждениях образования, здравоохранения и находящихся на СВО.

Приложение - об ответах Министерств и ведомств на наше письмо.

О полученных ответах на коллективное письмо на горячую линию в адрес Президента РФ Путина В.В.

 На совете общественного движения «Качество нашей жизни», рассмотрев полученные ответы  на направленное коллективное письмо на горячую линию в адрес Президента РФ Путина В.В. отмечено следующее.

Анализируя поступившие ответы можно сделать вывод, что сложилась система безответственности и безнаказанности. Чиновники министерств, в том числе и Управления Президента,  просто как роботы, сочинили на наше коллективное письмо отписки, удовлетворились тем, что уложились в контрольные сроки и успокоились. В ответах просто перечислены действующие положения, законы и законодательные акты не учитывая того, что они, в большинстве своем не нацелены на обеспечения качества жизни населения, а только защищают действия чиновников.

О письме Минсельхоза РФ

О предложении по возложению ответственности за снабжение населения РФ продовольствием на Минсельхоз РФ.

 Письмо (15.01.25, 21-Д-7957/ог-160) заместителя Директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности И.А. Фединой

Ирина Анатольевна сообщает, что  Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности и о деятельность Минсельхоза направлена на реализацию положений Доктрины продовольственной безопасности.

Резонно задать вопрос,  что это за вырабатываемая Минсельхозом государственная политика и его деятельность по выполнению Доктрины продовольственной безопасности  в результате чего, за последние годы, в РФ тысячи предприятий перешли на производство опасных для здоровья людей пищевых продуктов массового потребления?

Что касается ответа Минсельхоза на предложение о введении обязательной сертификации пищевой продукции можно сказать следующее.

Непонятно, почему Минсельхоз сам не инициирует и не поддерживает предложения по введению обязательной сертификацию пищевой продукции, так как оформление предприятиями оценки соответствия  в виде  декларации, не несёт никакой гарантии  качества и безопасности пищевых продуктов. Россельхознадзор, подчиненной Минсельхозу,  ежегодно, возможно сотни  или даже тысячи раз,  отзывает декларации соответствия у предприятий вырабатывающих фальсифицированную пищевую продукцию, но производство этими предприятиями фальсифицированной пищевой продукции не прекращается. Например, ООО «Лав продукт» с 2010 года вырабатывает ежегодно огромные объёмы фальсификата и никакие отзывы деклараций, штрафы этой компании не страшны.  Совсем как в басне «А Васька слушает, да ест».

При обязательной сертификации производства пищевой продукции было бы практически не возможно массовое производство пищевых продуктов не соответствующих нормативной документации.

И.А. Федина сообщает, что прорабатывается только предложение о возможности  проведения оценки соответствия  в форме обязательной сертификации по желанию заявителя. Ясно, что это только для добросовестных предпринимателей, а для остальных все остается как прежде можно продолжать выпускать фальсификат. Минсельхоз здесь остается, как бы посторонним наблюдателем.

 На предложение о вменения в обязанность Роспотребнадзора и Россельхознадзора осуществлять контрольные закупки пищевых продуктов, уважаемая Ирина Анатольевна, просто указывает, что в ФЗ от 31 июля 2020 г. «О государственном контроле  …» такой контроль не предусмотрен.  А это самый простой способ контроля качества продукции без проверки предприятий. При этом не сообщается, как, в условиях запрещения плановых проверок, можно обнаруживать наличие на потребительском рынке страны пищевых продуктов выработанных с нарушением технических регламентов.

По предложению о внесении дополнений в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" об ответственности торговых организаций за качество реализуемых товаров, особенно пищевых продуктов в письме И.А. Фединой вопрос почему-то не затрагивается.  

О предложении по созданию системы автоматического запрета реализации  пищевых продуктов при выявлении с помощью системы ФГИС Меркурий нарушений технических регламентов с использованием некорректного количества или сомнительного по качеству и происхождению сырья.

  И.А. Федина  сообщает, что в случае выявления ошибок, недостоверных сведений, предусмотрена приостановка регистрации пользователя в системе ФГИС «ВетИС», а нарушители привлекаются  к административной ответственности.

Может, уважаемой Ирине Анатольевне не известно, что, например в 2023 г. Россельхознадзором  выявлены  такие нарушения более чем в  2 тыс. предприятий выработавших более 100 тысяч тон молочной продукции с нарушением технических регламентов, использованием некорректного количества или сомнительного по качеству и происхождению сырья.  Причем, из её письма (стр. 5, абзац 2 сверху) следует, что если бы на этой продукции не была бы нанесена специальная маркировка Qr-код (Честный знак), то продажа этой продукции была бы не возможна. Похоже, что Минсельхоз не заинтересован  или опасается, что если бы розничные торговые сети, опасаясь наказания, не принимали бы для реализации фальсифицированную продукцию, тогда бы все предприятия перешли на  производство только  стандартной продукции.

А текст на стр. 7, первый абзац сверху, можно отнести в разряд – нарочно не придумаешь.  «В перечень индикаторов риска включен такой риск, как несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ВСД, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд..»

Предложение по отмене использования контрактной системы при закупке продуктов питания для бюджетных учреждений Департаментом пищепрома направлено в Минпромторг, Роспотребнадзор и Минфин РФ.

О письме Минфина РФ

От Минфина, за подписью заместителя директора Департамента  бюджетной политики в сфере контрактной  системы Н.В. Конкина, поступило письмо (без номера и даты) на 5 листах,  с разъяснением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В заключительно части письма, сказано, что «учитывая изложенное, положения Закона № 44-ФЗ содержат достаточные правовые механизмы, направленные на осуществление закупки товаров, работ, услуг надлежащего качества и позволяющие заказчику применять к поставщику (подрядчику, исполнителю) штрафные санкции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с чем внесение предлагаемых изменений Департаментом не поддерживается».

По мнению ученых, специалистов, многих работников бюджетных учреждений, самые дешевые продукты часто  не соответствуют  нормативным требованиям по качеству и безопасности. В абсолютном количестве бюджетных учреждений нашей необъятной страны, от Дальнего Востока до Калининградской области, пищевые продукты для приготовления пищи используется без входного лабораторного контроля. А это чревато здоровью, тех, кто находится в под защитой государства в учреждениях соцзащиты, образования и здравоохранения.

Напрашивается вопрос – если, как указывает Н.В. Конкин, выше указанный закон позволяет гарантировано  обеспечивать в бюджетных учреждениях инвалидов, стариков, детей, больных и т.п безопасной и качественной пищей, то почему же Роспотребнадзором а и Россельхознадзором, в условиях запрещения плановых проверок, выявляются многочисленные факты поставки нестандартной, в том числе фальсифицированной продуктов? Какой отсюда можно сделать вывод, или несовершенный выше указанный закон, или чиновники всех уровней в абсолютном большинстве регионов страны не соблюдают его требование?

О письме Минпромторга РФ

Директор Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продуктов В.В. Заславский сообщает, что  в соответствии с Правилами  маркировки товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2023 г. №194, продавец не в праве осуществлять розничную продажу товара при отсутствии  необходимой обязательной информации при маркировке средствами идентификации. Кроме этого, хозяйствующие субъекты, нарушившие Правила маркировки или не передавшие в информационную систему  маркировки предусмотренных сведений, в соответствии с действующим законодательством несут административную ответственность. Указанные наказания относятся к изготовителям пищевых продуктов и никоим образом не затрагивают сети розничной торговли, которые фактически являются заказчиками  фальсифицированной пищевой продукции.

Непонятно, почему уважаемый В.В. Заславский в своем ответе не уделил внимание предложению о внесения дополнения в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" об ответственности торговых организаций за качество реализуемых товаров, особенно пищевых продуктов. Минпромторгом не учитывается, что в ФЗ «О защите прав потребителей» в ст. 4  указано, что продавец обязан передать покупателю качественный товар».

 Данная цифровая маркировка только дублирует то, что уже в обязательном порядке содержится в тексте на этикетке и не дает никакой гарантии безопасности и качества пищевых продуктов.

На вопрос – кто является выгодоприобретателем от внедрения обязательной цифровой маркировки на упаковках с молочной продукцией (по аналогу «Кому на Руси жить хорошо»), можно уверенно ответить следующее.

  1. Предприниматели вырабатывающие фальсифицированные молочные продукты и получающие многомиллиардную прибыль. По данным Сельхознадзора в 2023 г. выявлено в РФ более 2 тысяч таких предприятий легально реализовавших через розничную сеть более 100 тысяч тонн опасной для здоровья людей с маркировкой Qr-кодом «Честный знак».
  2. Частная компания (ООО «Оператор-ЦРПТ)) получившая не на конкурсной основе право получать 0,6 рублей за «воздушный фантик» право наносить на каждую упаковку с молочной продукцией маркировку Qr-код «Честный знак»
  3. У чиновники правительственных структур, отчитавшиеся за успешную цифровизацию . головокружение от «успешной» цифровизации «вся и всё», а «там хоть трава не расти».

Кто оказался в убытке, в минусе?

  1. Предприниматели вырабатывающие натуральную молочную продукцию, а не фальсификат. При маркировке Qr-кодом «Честный знак» (DаtaMatrix), значительно увеличились затраты включающие в себя приобретение дополнительного оборудования, программ, содержание дополнительного персонала, по 60 копеек за право наносить маркировку за каждую потребительскую упаковку молочной продукции. Опрос 28 руководителей предприятий молочной промышленности нескольких регионов показал, что ни один из них не указал на пользу внедрения выше указанной маркировки. Дополнительные затраты для предприятий молочной промышленности составляют более 2 рублей на каждый кг готовой продукции, и это все переносится на розничные цены.
  2. Потребителей молочной продукции, а это абсолютно всё население страны, чиновники обязали (многие считаю это не законным и не справедливым) оплачивать дополнительные затраты предприятий, в том числе частной компании за «воздушные фантики».

Коме этого, население вынуждено приобретать фальсифицированные молочные продукты под видом натуральных, т.к. они маркированы специальным Qr-кодом «Честный знак». Употребление фальсифицированной пищевой продукции, в соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» создает прямую угрозу здоровья людей.

  1. Минус для страны:

 - у населения теряется доверие к действиям государственных чиновников. Для Государства РФ большой минус является прекращение работы большинства мелких предприятий молочной промышленности. По этой причине у предпринимателей отсутствует желание создавать такие небольшие производства;

- применение цифровой маркировки, понудило многие предприятия молочной промышленности из-за больших дополнительных затрат прекратить свою работу или полностью перейти на  производство продуктов подобных молочным, но не из молочной сырья.

Далее, уважаемый В.В. Заславский сообщает о том, что выявление государственной информационной системой в области ветеринарии (а не Оператором цифровой системы) значительного количества фактов ввода в оборот фальсифицированной молочной продукции, что подтверждает абсолютную ненужность обязательной цифровой маркировки «Честный знак». Для сведения В.В. Заславского сообщаем, что  ООО «Лав Продукт» уже много лет безнаказанно вырабатывает и успешно реализует фальсифицированную молочною продукцию с Qr-кодом «Честный знак» на каждой единице потребительской упаковки. Если бы торговые организации могли быть наказанными за прием от промышленных предприятий фальсифицированной пищевой продукции и её реализацию населению, тогда бы её производство было бы не востребовано.

Кроме этого, на наше открытое письмо Президенту РФ поступил ещё один ответ от Минпромторга от 27.01.2025. г № 7678/10 за подписью зам. начальника Управления      государственной политики в сфере технического регулирования  И.В. Сулико. Благодаря этому сообщению, стало известно, что продукция, выпускаемая в обращение … должна быть  безопасной, а сырье, используемое при производстве пищевой продукции, должно соответствовать установленным  требованиям и быть прослеживаемым.

Уважаемый И.В. Сулико, как и директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продуктов В.В. Заславский, не уделил внимание нашему предложению о внесении дополнения в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" об ответственности торговых организаций за качество реализуемых товаров, особенно пищевых продуктов.

Можно повториться, если бы торговые организации могли быть наказанными за прием от промышленных предприятий фальсифицированной пищевой продукции и её реализацию для населения, то тогда бы её производство было бы никому не нужно. 

Ответ Роспотребнадзора.

Управлением Президента коллективное письмо на имя Президента РФ  было перенаправлено в Роспотребнадзор РФ. Была надежда, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека   заинтересована прекратить производство и реализацию населению опасной фальсифицированной пищевой продукции в Российской Федерации и рассмотрит наши предложения - «Ввести обязательную сертификацию пищевой продукции».  «Ввести оборотные штрафы за системное производство нестандартных пищевых продуктов», «Вменить в обязанность Роспотребнадзора и Россельхознадзора осуществлять контрольные закупки пищевых продуктов с исследованием на  соответствие техническим регламентам».

Однако, чиновники Роспотребнадзора РФ, не посчитали нужным ответить на наши предложения по их решению на государственном уровне, а просто перенаправили наше письмо в территориальное управление Роспотребнадзора по Воронежской области, с которым у нас заключен и успешно выполняется договор о сотрудничестве. Как в миниатюре Бориса Розина – куда бы жильцы не обращались, ответ всегда приходил от начальника ЖЭКа.

24.03.25

руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»,

председатель регионального отделения Объединения потребителей

России в Воронежской области,

член Общероссийского движения «Народный фронт «За Россию»,

член общественного совета министерства образования ВО,

член Общественной палаты Воронежской области третьего созыва

 

Дегтярев Николай Михайлович