О состоянии качества и безопасности питания в школах Воронежской области
Аналитическая записка
Основание для проведения анализа - план работы общественного совета при департаменте (министерстве) образования Воронежской области на 2023 – 2024 учебный год. Анализ состояния питания в школах основывался, в первую очередь, на сообщении отдела мониторинга организации питания КУ ВО "ЦОРО" департамента (министерства) образования, посещения учреждений образования региона.
Кроме этого, состояние питания в школах обсуждалось с представителями Воронежской областной Думы, Торгово-промышленной палаты и общественной палаты Воронежской области, уполномоченным по правам ребенка в Воронежской области. На письменный запрос получены ответы от руководства нескольких муниципальных районов.
О питании в образовательных учреждениях обсуждалось по телефону с ответственными лицами нескольких регионов РФ, руководителями образовательных учреждений, общественных объединений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Набережных челнов, Уфы, Грозного, Новосибирска, Свердловска, Владивостока и Белоруссия (Минск, Могилев).
Проведен значительный обзор открытых источников в интернете.
В первую очередь, необходимо отметить, что правительством региона, департаментом (министерством) образования, муниципальными структурами выполнен большой объем работы по созданию системы с 100 % охватом учащихся 1 – 4 классов бесплатным горячим питанием. Во всех школах имеются пищевые блоки (столовые) и помещения для приема пищи, имеется оборудование для хранения сырья, оборудование для приготовления пищи, в достаточном количестве посуда, моющие средства и т.п. Школьные столовые укомплектованы поварами и подсобными работниками. Организовано снабжение питанием детей старших классов. Во всех школах региона, благодаря губернаторской программе «Школьное молоко», школьники 1-9-х классов получают бесплатно три раза неделю по 0,2 литра молока в удобной упаковке.
По сообщению Общественной палаты Воронежской области, состояние питания в учреждениях образования, на основании опроса большинства родителей школьников, вполне нормальное.
Особо следует сказать, что достижению положительных успехов в обеспечении питание в школах во многом обязаны руководителям образовательных учреждения, поварам и др. работникам школьных столовых, активным членам родительских комитетов.
Это положительные моменты.
Но есть-ли гарантия, что не будет существенных срывов в снабжении питанием детей в учредительных организациях Воронежской области, что качество и безопасность представляемой детям пищи соответствует нормативным требованиям?
Учитывая состояние продовольственного рынка, законодательное запрещение контролирующим организациям проводить плановые проверки качества и безопасности пищевых продуктов учреждениях образования, наличие фактов нарушений в снабжение питанием бюджетных учреждений во многих регионах страны, в том числе и в Воронежской области, ответить на этот вопрос сложно. Даже краткий анализ показывает, что в снабжение питанием детей в учреждениях образования региона имеются существенные угрозы и риски.
На чем основываются такие опасения?
1. В настоящее время, в правительстве региона нет структуры, на которую была бы возложена ответственность за обеспечение продовольственной безопасности, за снабжение населения пищевыми продуктами соответствующих нормативным требования по качеству и безопасности, том числе для учреждений образования, соцзащиты и здравоохранения. Не изменилось положение по этому поводу и при переименовании департаментов в министерства.
Такая обязанность имеется только у руководителей учреждений образования, но почти без полномочий, при отсутствие в школах специалистов по этим вопросам и без финансирования для организации лабораторного контроля качества и безопасности продуктов.
2. Угроза по качеству и безопасности предоставляемого детям питания заложена в самой существующей системе закупки продуктов для питания и поставки питания в бюджетные учреждениях по контрактам. Остается только сожалеть, что при этом действует не социально справедливый принцип - лучшее детям, а наоборот - самые дешевые продукты для приготовления пищи детям. Кто предложил меньшую сумму за продукты или услуги по питанию – тот и победил.Удивительно, но нигде не удалось получить вразумительного ответа – после такой «пирровой победы», какая сумма приходится на еду на одного учащегося. Это «тайна за семью печатями» или никто не вникает в очень важный вопрос - что остается на питание детям?
По мнению многих общественных деятелей и руководителей учреждений образования, такая система является преступной против народа, против детей и её следует отменить.
3. Существует значительная угроза здоровью детей из-за отсутствия регулярного контроля качества и безопасности сырья для приготовления пищи, готовых блюд.
В настоящее время,контролирующим организациям (Роспотребнадзору и Россельхознадзору)законодательно запрещено проводить плановые проверки качества и безопасности сырья и пищевых продуктов не только на перерабатывающих предприятиях и в розничной сети, но даже в бюджетных учреждениях. Бесполезно надеяться на систему контроля качества ВГИС «Меркурий»без возможности проведения лабораторных исследований продукции. Специалисты Россельхознадзора и Роспотребнадзора могут выявить по ВГИС «Меркурий» продукцию выработанную с нарушением технического регламента, но запретить её производство и реализацию фальсификата не имеют права. Как в пословице – видит око, да зуб неймет. Ещё более бессмысленно ссылаться на контроль качества молочной продукции по специальной маркировке «Честный знак», т.к. нанесенный на упаковку Qr-код повторяет только то, что и без этого наноситься на каждую единицу упаковки. Никакой характеристики качества и безопасности эта маркировка не несёт. Причем, в реализации часто обнаруживаются фальсифицированные масло, творог и др. продукты с нанесенным на упаковку Qr-кодом.
4. Но, даже при таком ограничении, неплановыми проверками по специальным указаниям Президента РФ или прокуратуры, специалистами Роспотребнадзора, Россельхознадзора, за последнее время, по многим учреждениям образования региона выявлены существенные нарушения: не соответствие меню нормативам, не соблюдение технологии приготовления блюд, использование опасных для здоровья людей фальсифицированных молочных и мясных изделий, замена свежих фруктов и овощей на кондитерские и колбасные изделия, хранение продуктов с нарушением норм и даже просроченных, использование непригодной посуды, отсутствие сопроводительной документации на продукцию и необходимой информации на маркировке, не соблюдение требования санитарного законодательства при транспортировке, хранении продуктов и приготовлении готовых блюд и др.Приложение № 2 – о выявленных нарушениях.
5.Существует значительная угроза возможного срыва снабжения продуктами для приготовления пищи. Такое предположение основывается на том, что продукты для приготовления пищи в учреждениях образования Воронежской области, закупаются преимущественно производства других регионов у множества предпринимателей. Даже картофель, овощи, мясо, молочные продукты, яйца и др. продукты в школах столицы Черноземья в основном с «чужой грядки». Оптовые поставщики (посредники, перекупщики) продуктов для приготовления пищи и поставщики питания в образовательные учреждениях не имеют постоянных договоров с производителями. Они не имеют в достаточном объеме собственных хранилищ для сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Доставка в школы продукции осуществляется в основном «с колес». Не только заказчики, но и сами поставщики (посредники) не имеют возможности проверить на предприятиях, у которых производится закупка, условия производства, хранения сырья и продуктов. Поставка из других регионов может быть прекращена по различным причинах - экономическому положению, плохому урожаю в регионах и т.п.
В Воронежской области, в центре Черноземья, сельхозпродукты регионального производства для приготовления пищи детям в учреждения образования почти недоступны.
6.Значительным риском по качеству поставляемых продуктов питания в школы региона является то, что из-за не выделения школам средств на лабораторные исследования и содержание специалистов, производственный контроль (ХАССП) в образовательных учреждениях существует в основном «на бумаге», за исключением организованной во всех школах региона деятельности бракеражной комиссией (из числа не особо занятых преподавателей и родителей учеников) для контроля санитарно-технического состояния пищеблока и качества готовых блюд по вкусовым показателям и внешнему виду.Школьная бракеражная комиссия, состоящая из не имеющих специального образования учителей и родителей учащихся никаким образом не может заменить полноценный, установленный правилами лабораторный контроль качества от сырья до готовых блюд и санитарно-технического состояния пищеблока.
7. О положительных и отрицательных моментов при предоставлении услугах по питанию в школы:
а) По мнению многих ответственных лиц системы образования, положительным является предоставление школам услуг питания (аутсорсинг). С руководителей учреждений образования снимаются обязанности поиска продуктов для приготовления пищи, комплектация работников пищеблока. Но, в тоже время, с директора школы не снимается ответственность за обеспечение питанием учащихся, за качество и безопасность готовых блюд, за санитарно-техническое состояние пищеблока. Но, при этом, у директора школы из-за не выделения финансовых средств нет возможности контролировать качество сырья и готовых блюд. Только внешний вид и вкусовые показатели оцениваются бракеражной комиссией.
б) Большим минусом для поставщика услуг по питанию и для его посредников, поставляющих продукты для приготовления пищи, является условие типового контракта, по которому оплата может производится заказчиком не менее месячного объемауслуг, а также предоставление залогового обеспечения. Да ещё оформление документов на уже выполненные услуги до 10 дней, неторопливость финансовых чиновник в перечислении средств за выполненные услуги. Мало находится производителей сырья и продукции, а тем более ИП и фермерских хозяйств, желающих почти два месяца ожидать поступления средств за предоставленные товары. Может поэтому, абсолютное большинство региональных предприятий, в том числе крестьянско-фермерские хозяйства по производству и переработке сельхозпродуктов не имеет возможности участия по поставке продуктов для нужд бюджетных учреждений.
8.Есть большое сомнение в достоверности сообщении отдела мониторинга организации питания КУ ВО "ЦОРО" о достаточности и сбалансированности бесплатного горячее питания на одного учащегося на день 74рубля в школах Воронежской области. Как можно судить о достаточности выделяемых на питание средств, если в департаменте образования, у поставщиков питания, в учреждениях образования, если нет данных по статьям расхода непосредственно на продукты, услуги по приготовлению пищи, содержание сотрудников и т.п.
Такая сумма определена как для школ, в которых самостоятельное приготовление пищи, так и для тех, где получают услуги по питанию. Естественно, что затраты по статьям расхода в этих организациях различны.
Из открытых источников известно, что в других регионах страны, выделяемые для этих целей суммы, значительно разнятся. Например, только на продукты в Татарстане она составляет 62 руб., в Тульской области 74 руб., в Новосибирской области 70 руб., в Санкт-Петербурге – почти 100 руб., в Москве 96 руб.
9. Значительным риском здоровья детей учреждений образования является отсутствие,в абсолютном большинстве школ региона, надлежащего контроля за производством, хранением, учетом и реализацией буфетной продукции.
10. По учреждениям образования нет жалоб на квалификацию работников школьных столовых, занимающихся приготовлением пищи. В основном, они добросовестно относятся к своим обязанностям. Однако, следует отметить, что в регионе отсутствие система подготовки, переподготовки и повышению квалификации поваров. Приготовлением пищи в учреждениях образования могут заниматься повара с квалификацией не ниже 4-го профессионального разряда. Руководители некоторых учреждений образования, отмечают дефицит квалифицированных поваров,особенно в сельской местности. Отмечается невысокая оплата заработная плата у поваров при высокой ответственности,повышенной опасности и тяжелом труде.
Некоторые руководители учреждений образования (для старых школ и не прошедших капитальный ремонт) отмечают неудовлетворительную в регионе систему снабжения пищеблоков совершенным технологическим оборудованием для хранения продуктов, приготовления пищи её раздачи.
Поставщики услуг по питанию, руководители учреждений образования высказываются, что в Воронежской области ещё долго не могут предоставить детям самим выбирать еду из двух- трех блюд, нескольких салатов, соусов, компотов, чая и т.п.
Отделом мониторинга организации питания КУ ВО "ЦОРО" по запросу не представлены данные (возможно их-за их отсутствия) об укомплектованности школ квалифицированными поварами, о наличии в регионе учебных заведений для этих целей и их возможностей по подготовке и переподготовке поваров.
Не представлены и другие данные, без которых сложно подготовить полноценные предложения по улучшению снабжением детей полноценным питанием, например, необходимое количество продуктов для приготовления готовых блюд в целом по региону или на одного учащегося.
Тем не менее, некоторые предложения для рассмотрения на общественном совете при министерстве образования Воронежской области и представлению вниманию заинтересованных организаций и общественных объединений.
Предложения для обсуждения.
- Просить губернатора Воронежской области рассмотреть возможность:
- назначения в правительстве структуру, чиновника регионального уровня ответственными за организацию снабжения питанием в бюджетных учреждений с наделением соответствующими полномочиями;
- решить одну из задач «Доктрины продовольственной безопасности РФ» утверждённой Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. (п 20) по созданию сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для государственных и муниципальных нужд». В результате выполнения этой задачи, снабжение продуктами питания в бюджетных учреждениях, в т.ч. в школах, может стать гарантированным. Контроль качества сырья, продуктов из которых будет готовиться пища для детей, можно будет проводить не в школьной столовой, а до поступления на пищеблок. Такой опыт есть в некоторых регионах.
Кроме этого, создание оптово-распределительных центров поможет решить задачу по восстановлению сел в регионе, созданию широкой сети мелких перерабатывающих предприятий, увеличению рабочих мест в сельской местности, улучшению демографического положения региона и т.д. Выделяемые многомиллионные средства для организации питания детей станут вкладываются не в другие регионы, а в развитие местного сельхозпроизводства и перерабатывающей промышленности.
В данной ситуации нужно считать несостоятельной ссылку некоторых региональных чиновников, на нежелание крестьян, фермеров, предприятий по производству и переработке сельхозсырья, создавать логистические центры, кооперативы и т.п. очень показательное заявление одного из ответственных чиновников региона – «если крестьянам и фермерам нужны кооперативы или какие то центры, то пусть они их и создают».
По-видимому, в данном случае, для решения существующей проблемы, требуется политическая воля руководства региона.
2.Предложить руководству министерства образования Воронежской области рассмотреть возможность:
- внедрения современных методов обеспечения питанием в учреждения образования. Опыт некоторых регионов показывает возможность использование в школьных столовых более эффективного технологического оборудования, включение в меню широкого ассортимента и возможность выбора школьниками готовых блюд, отказ от приготовления блюд, которые не едят дети;
- создания системы подготовки и повышения квалификации поваров школьных столовых;
- включение в ассортимент (меню) продуктов промышленного производства с необходимым количеством витаминов и микроэлементами.
3. Предложить компетентным региональным органам власти, общественным объединениям рассмотреть возможность ходатайства о внесении изменений в ст. 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ о неприменении выше указанного ФЗ по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения к отношениям, связанным с обеспечением пищи детей в учреждениях образования.
В настоящем кратком анализе возможно изложены ошибочные вывода об угрозах, рисках и предположения по обеспечению питанием детей в учреждениях образования региона, поэтому этот вопрос предлагается обсудить с привлечением широкого круга специалистов, заинтересованных организаций, общественности и с учетом опыта передовых в этом вопросе учреждений образования Воронежской области и опыта других регионов.
Приложение:
Примеры выявленных нарушений по питанию в школах, о прекращении в РФ планового государственного контроля качества пищевых продуктов, о системе «Меркурий» (ФГИС)и маркировке молочных продуктов «Честный ЗНАК».
Анализ и предложения подготовил член общественного совета при департаменте (министерстве) образования Воронежской области,
член Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,
председатель регионального отделения Общероссийского движения «Потребители России»,
руководитель регионального общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни»
Н.М.Дегтярев.
контактный телефон 8-903-652-66-60 20.10.2023 г.
Приложение к аналитической записке «О состоянии качества и безопасности питания в школах Воронежской области»
Примеры выявленных нарушений по питанию в школах и др. бюджетных учреждениях Воронежской области (из открытых источников)
По сообщениям Роспотребнадзора
На оперативном совещании у губернатора руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области И.И. Механтьев в 2021 г. сообщил - в 63% учебных заведений в пищеблоках отсутствуют условия для личной гигиены школьников, в 18,6 % школ меню не соответствует нормативам., в 8 процентах учебных заведений не соблюдали технологии приготовления блюд. Что касается поставщиков, то у 23% не было сопроводительной документации на продукцию, у 35% - необходимой информации на маркировке продуктов. А у 31% организаций не были соблюдены требования санитарного законодательства при транспортировке и хранении продуктов.
10 ноября 2022 . Специалисты Роспотребнадзора в средней школе села Первомайское Эртильского района обнаружили и изъяли фальсифицированное сливочное масло
27.05.2022 Партия потенциально опасных яиц обнаружена в 88 школах Воронежской области. Об этом 27 мая рассказали в пресс-службе Роспотребнадзора. Санитарные врачи в рамках проведенного мониторинга забраковали партию куриных яиц, которая была поставлена в школы, детские сады и больницы. Согласно нормативам, яйца и продукция из них с 1 марта не реже одного раза в месяц должна исследоваться на содержание микроорганизмов. А на токсичные элементы, пестициды и антибиотики – не реже, чем раз в квартал. Информация о проведённых проверках у предприятий поставщиков отсутствовала.
8 декабря 2022, В Подгоренском районе Воронежской области в трех школах Роспотребнадзор выявил несоответствие калорийности готовых блюд меню. Руководители 3 образовательных учреждений были привлечены к административной ответственности.
В 2022 году проводился мониторинг безопасности животноводческой продукции, поставляемой в социальные учреждения Воронежской области. В 36 учреждениях было отобрано 65 проб пищевой продукции, в 12 пробах были выявлены несоответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза. В 8 пробах продукции выявлены факты фальсификации, Творог, Масло Крестьянское, Молоко ультрапастеризованное, Сыр полутвердый «Российский, колбаса "Докторская". В 4 пробах продукции – обнаружены остатки лекарственных средств.
По данным Россельхознадзора
31 мая 2023 г. Управление Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям выявило поставки фальсифицированной мясной и молочной продукции в социальные учреждения Воронежской области. Всего в рамках федерального пищевого мониторинга в 26 бюджетных учреждениях было отобрано 59 проб пищевой продукции, в 8 из них установлены несоответствия требованиям технических регламентов таможенного союза.
В черный список забраковки йогурт со вкусом персика и маракуйи, сметана, сыр. В сосисках выявили признаки фальсификации. Кроме того, в пробах сосисок обнаружили наличие остатков лекарственного препарата «динитрокарбанилид», который относится к кокцидиостатиков и применяется для профилактики и лечения кокцидиоза у домашней птицы, а также в качестве добавки в корма. Регулярное употребление в пищу такого мяса опасно для здоровья человека – даже небольшие дозы препарата вырабатывают невосприимчивость людей к антибиотикам, снижают иммунитет и провоцируют аллергические реакции.
В июля 2022 года специалистами Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям проводился отбор проб молочной продукции в детских лагерях летнего отдыха. По результатам лабораторных исследований в твороге «Домашний» 9% ГОСТ 31453-2013 (производитель ИП Силкин М.М., Ростовская область) выявлен факт фальсификации продукции жирами немолочного происхождения (наличие растительных масел и жиров на растительной основе), а также несоответствие по массовой доле жира.
31.05.2023В бюджетных учреждениях Воронежской области специалисты межрегионального управления Россельхознадзора выявили фальсифицированные сосиски и молочную продукцию. В 26 бюджетных учреждениях были отобраны 59 проб пищевой продукции. Лабораторные исследования показали, из них 8 не соответствуют требованиям технических регламентов.
В варёных сосисках, изготовленных в Саратовской области, были обнаружены остатки препарата, применяемого для профилактики и лечения паразитарного заболевания желудочно-кишечного тракта у домашней птицы. Употребление в пищу таких сосисок опасно для здоровья человека. Даже небольшие дозы содержащегося в них препарата способны выработать невосприимчивость людей к лекарствам в случае лечения ими. Кроме того, снижается иммунитет, провоцируются аллергические реакции и т. п.
Специалисты Россельхознадзора нашли также растительные масла и жиры в йогурте, производимом в Саратовской области, сметане из Московской области, сыре из Татарстана, и даже манную крупу — в сосисках, произведённых в Калужской области.
По сообщениям Прокуратуры
01.04.2022 Прокуратура проверила организацию питания в образовательных учреждениях Богучарского района Воронежской области. Обнаружено, что в некоторых школах продукты хранились с нарушениями, а также отсутствовали документы, которые подтверждали бы их соответствие. Для питания детей использовали непригодную посуду. Выявлены и другие нарушения, которые могли повлечь отравление детей некачественными пищевыми продуктами, иные опасные последствия,
23.06.20 22 г. Еду с истёкшим сроком годности обнаружили в детских лагерях на базе школ в Бобровском районе Воронежской области. Об этом сообщила облпрокуратура. Воронежская прокуратура проверила организацию питания в школах Коминтерновского района и нашла ряд нарушений. Так, в буфетах реализовывали пищевую продукцию без маркировки производителя и не соблюдали условия ее хранения. В отдельных случаях обязательные для столовой холодильники не работали вообще
23.06.20 22 г. Еду с истёкшим сроком годности обнаружили в детских лагерях на базе школ в Бобровском районе Воронежской области. Об этом сообщила облпрокуратура. Воронежская прокуратура проверила организацию питания в школах Коминтерновского района и нашла ряд нарушений. Так, в буфетах реализовывали пищевую продукцию без маркировки производителя и не соблюдали условия ее хранения. В отдельных случаях обязательные для столовой холодильники не работали вообще Ранее в Воронежской области из-за нарушений в организации питания прокуратура возбудила административные дела в отношении руководителей трех школ и двух детских садов Бутурлиновского района
О прекращении в РФ планового государственного контроля качества пищевых продуктов
После развала СССР, в РФ ликвидированы государственные службы занимающиеся контролем качества товаров и услуг: санэпидслужба, торговая, хлебная и др. инспекции. Вместо этого, а 2004 г., создана новая организация с красивым названием - «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Роспотребнадзор), а функциями контроля за качеством товаров и услуг, её не наделили. Подтверждая это, руководитель Роспотребнадзора РФ А. Попова заявила, что «санитарный врач может приостановить реализацию продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет».
Шевкун И. Г., начальник управления санитарного благополучия населения Роспотребнадзора РФ, в ходе обсуждения ситуации в связи с госпитализацией 65 человек из Люберецкой кадетской школы с признаками острой кишечной инфекции, сообщила, что санитарные врачи не могут проверять организатора питания в школах.
О необходимости восстановления государственного контроля качества пищевых продуктов
Председатель Совета Федерации В. Матвиенко
На требование Председателя Совета Федерации В. Матвиенко, определить конкретную в стране службу ответственную за качество пищевых продуктов, премьер-министр Р.Ф. Д. Медведев ещё в начале 2019 г., пообещал «сформулировать такую задачу Роспотребнадзору», но это оказалось пустыми словами. В январе 2020 г., В. Матвиенко вновь возвратилась к этому вопросу: Она отметила, что «это большая угроза здоровью населения, это подрыв нашей экономики, подрыв конкуренции … Почему, когда в Европе люди покупают продукты, они абсолютно уверены, что "мин" нет, они проверены, и все правильно? А у нас такой уверенности у граждан нет".
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт 04.04.2023
«Остановить дальнейшее продвижение фальсифицированной продукции Россельхознадзор не может, потому что у него нет соответствующих полномочий». «Нужно, чтобы министерство сельского хозяйства отвечало в том числе и за качество продукции», - заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. Это позволит предотвратить распространение некачественной и фальсифицированной продукции « …сейчас это превратилось в бесконтрольную систему".
Президент РФ В.В.Путин, 1 марта 2016 года, на съезде Торгово-промышленной палаты, по вопросу о необходимости экспертизы качества продуктов питания отметил, что «нужно своевременно, качественно и объективно проводить экспертизу и, самое главное и самое важное, найти средства доводить эту информацию до потребителя».
О системе «Меркурий» (ФГИС) С помощью созданной в 2018 г. в РФ системы «Меркурий» (ФГИС) специалисты Россельхознадзора могут проследить движение животноводческого сырья и установить любой факт фальсификации продукции животного происхождения, но запретить её производство и реализацию не имеют права.
О фальсифицированных молочных продуктах с маркировкой Qr-кодом «Честный ЗНАК».
Якобы с такой же целью, как и система «Меркурий», в 2019 г. введена обязательная маркировка молочной продукции специальным Qr-кодом «Честный ЗНАК». Оператор этой системы, действующий на основании Постановления Правительства РФ, указывает, что это сделано в интересах потребителя – если на упаковке молочной продукции есть «Честный знак», то фальсификата не может быть в принципе. Однако, на наше сообщение оператору «Честный знак» о фактах наличия в розничной торговой сети г. Воронежа фальсифицированного сливочного масла поступил ответ - «нарушений в рамках проекта «Честный знак» не выявлено. По данному вопросу рекомендуем обратиться по месту приобретения или в соответствующий контролирующий орган».
На наше обращения к управлениям Роспотребнадзора с требованием принять меры по прекращению производства по выявленным и подтвержденным по системе «Меркурий» и лабораторным исследованиям многочисленным фактам фальсифицированных молочных продуктов с маркировкой Qr-кодом «Честный ЗНАК» получены ответы (даты: 20.09.22, 30.09.22, 11.11.22, 12.05.23, 23.05.23, 23.06.23) следующего содержания – на основании Постановления Правительства РФ №366 от 10.03.2022 г. при отсутствия нанесения тяжелого вреда здоровью граждан проведение контрольно-надзорные мероприятия запрещены.
Примеры выявленных фальсифицированных молочных продуктов с маркировкой «Честный знак» за последние 2 года, волонтерами общественного движения «Качество нашей жизни» в розничной сети Воронежской области обнаружены многочисленные факты наличия фальсифицированного сливочного масла с нанесенным на упаковке Qr-кодом «Честный ЗНАК». Эти факты подтверждены исследованиями в лабораториях Россельхознадзора и Роспотребнадзора и по системе «Меркурий», следующих производителей (по датам):
- ООО «Лав продукт» (Московская область) 26 февраля 2021 г., 19 апреля 2021 г., 3 августа 2021г., 19 ноября 2021г., 14 марта 2022 г., 9 июня 2022 г., 7 ноября 2022, 24 марта 2023 г., 10 мая 2023 г.;
- ООО «Внуковский масложировой комбинат» - 9 июня 2022 г., 7 ноября 2022, 24 марта 2023 г.;
- ООО «АМК» - 9 марта 2021 г., 3 августа 2021 г., 24 марта 2023 г.
Подпишитеcь на рассылку,
и узнавайте о новых исследованиях
первым
Вступайте
в наши сообщества
в социальных сетях