preloader
X

О маркировке "Честный Знак"

30 июня текущего года мы обратились в Минпромторг России с предложением  рассмотреть вопрос об отмене обязательной маркировки молочной продукции «Честный ЗНАК» по следующим основаниям.  

Во-первых, потому, что внедрение этой системы не дало возможности  выполнению  предполагаемой основной  своей задачи  - противодействия  незаконному ввозу, производству и обороту молочной продукции на территории Российской Федерации.

Во-вторых, для предприятий молочной промышленности она принесла только дополнительные затраты  на приобретение оборудования, программы, QR-кода, содержание дополнительного персонала и т.д. Это неизбежно привело к повышению себестоимости производства и подорожанию молочной продукции.  Ни один руководитель, из опрошенных нами 22 предприятий молочной промышленности Воронежской и Белгородской и Липецкой областей, не дал положительной оценки этой системы. Нет и повышения конкурентоспособности  молочной продукции, маркированной QR-кодом «Честный ЗНАК». Какое же это повышение конкурентоспособности, если недобросовестные предприниматели, как вырабатывали фальсифицированные молочные продукты, так и продолжают их вырабатывать, но уже с маркировкой  «Честный ЗНАК». А вот у предприятий, вырабатывающих не натуральные, а молокосодержащие продукты и различные маслоподободные спреды, для которых не вменена обязанность маркировать продукцию QR-кодом «Честный ЗНАК», конкурентоспособность повысилась.

В-третьих, широко разрекламированная система маркировки молочной продукции «Честный ЗНАК», не дала никакой защиты потребителю от опасной для здоровья  фальсифицированной молочной продукции, а привела только к ощутимому повышению розничных цен. Проведенный волонтерами общественного движения  «Качество нашей жизни» опрос более 600 человек в г. Воронеже, показал,  что менее 5 % слышали о маркировке «Честный ЗНАК». Из опрошенных ни один человек не мог ответить, какую пользу дает потребителю эта система маркировки, как выглядит  знак, где его искать на продукте.

На сайте «Честный ЗНАК» указано, что маркировка продукции QR-кодами предназначена для того, чтобы человек был уверен в качестве покупаемой продукции.  Такое заявление вводит в заблуждение потребителя. Маркировка «Честный знак»  фактически только идентифицирует упаковку в которую расфасован молочный продукт. Сам значок нанесенный на упаковку молочного продукта неприметный и потребитель вообще не обращает на него внимание.

Не соответствует действительности  информация, указанная на сайте оператора маркировки «Честный ЗНАК» про то, что система маркировки является инструментом общественного контроля и защиты прав потребителей. Например, от имени общественного движения «Качество нашей жизни», 16 июня текущего года, было обращение (жалоба) в приложении «Честный ЗНАК» на качество сливочного масла производителя ООО «Лав продукт» (Московская область), которое до введения маркировки неоднократно по результатам исследований в аккредитованных лабораториях выявлялось как фальсифицированное. К обращению были приложены копии документов (кассовые чеки, фото продуктов), подтверждающих наличие в розничной торговой сети г. Воронежа молочных продуктов производства ООО «Лав продукт»  маркированных QR-кодами «Честный ЗНАК». В ответе оператора, в этот же день обращения  указано, что «нарушений в рамках проекта «Честный знак» не выявлено. Информация отображается в соответствии с указанными в системе сведениями. По данному вопросу рекомендуем обратиться по месту приобретения или в соответствующий контролирующий орган». Какой же это инструмент общественного контроля? А где же рекламируемая оператором маркировки ООО «Оператор-ЦРПТ» гарантия качества?

Непонятно к какому контролирующему органу советует обращаться оператор маркировки «Честный ЗНАК », если даже Председатель Совета Федерации РФ считает, что в нашей стране нет такой службы?  На требование Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, определить конкретную в стране службу ответственную за качество пищевых продуктов, премьер-министр Р.Ф. Д.А. Медведев, ещё в начале 2019 г., пообещал «сформулировать такую задачу Роспотребнадзору», но это оказалось пустыми словами. В январе 2020 г., В.И. Матвиенко, попросила уже прокуроров помочь навести порядок с контрафактной продукцией в розничной торговле. Она отметила, что «это большая угроза здоровью населения, это подрыв нашей экономики, подрыв конкуренции… Почему, когда в Европе люди покупают продукты, они абсолютно уверены, что "мин" нет, они проверены, и все правильно? А у нас такой уверенности у граждан нет". И снова просьба «повисло в воздухе».

В РФ уже давно ликвидирована торговая, хлебная и др. инспекции, а также санэпидслужба. Эти службы действительна по-настоящему занимались качеством. Вместо этого, создали новую организацию с красивым названием - «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Роспотребнадзор), а функциями контроля за качеством товаров и услуг, её не наделили. Подтверждая это, руководитель Роспотребнадзора РФ А. Попова, официально заявила, что «санитарный врач может приостановить реализацию продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет».

Вот поэтому оказались бесполезными официальные многочисленные обращения общественного движения «Качество нашей жизни» в Роспотребнадзор по фактам наличия в розничной сети региона фальсифицированных молочных продуктов, с подтверждением   протоколами исследований аккредитованных лабораторий продукции различных изготовителей (ООО «Лав продукт», ООО «Внуковский масло-жировой комбинат», ООО «Милкснаб» ООО «ТД «ДУБРОВКАМОЛОКО» и многих других). У  системы «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Роспотребнадзор) нет функции контроля за качеством пищевых продуктов.  

Из анализа  состояния внедрения обязательной маркировки «Честный ЗНАК» молочных продуктов можно сделать вывод, что положение об обязательном её внедрении является ошибочным. Эта система ничего не дает ни государству, ни бизнесу, ни потребителям. Но, вполне возможно, единственным положительным успехом является то, что её внедрение способствует выполнению главной цели устава  оператора системы «Честный ЗНАК» ООО «Оператор-ЦРПТ» - извлечение прибыли.

На наше обращение ООО "Оператор ЦРПТ" ответил: ООО "Оператор ЦРПТ" не принимает решения о начале маркировки товаров или её прекращении. Маркировка товаров молочной продукции выполняется согласно Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 N 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» (далее Постановление). Для решения вопроса, рекомендуем обратиться в МинпромТорг.

Мы получили ответ от Минпромторга РФ:

Нас этот ответ совсем не устроил и мы написали новое письмо в министерство.