preloader
X

Виртуальная картошка. Мы совсем потеряли наше село или ещё есть надежда?

Воронежский регион обладает многими преимуществами перед другими регионами. Высокоплодородная земля и  умеренно-континентальный климат, выгодное экономико-географическое и транспортное положение. Ещё в 2000 году «куб» воронежского чернозема, в качестве эталона  нашей планеты, был представлен на Всемирной выставке в Париже. Трудолюбивые люди живут на этой земле. Численность населения Воронежской области на начало текущего года составила более 2,3 млн. чел.

Виртуальная картошка. Мы совсем потеряли наше село или ещё есть надежда?

 

«На селе работает и живёт почти каждый четвёртый гражданин нашей

 страны, поэтому, конечно, мы всегда будем делать так, чтобы жизнь

 на селе стала богаче, краше, интереснее, чтобы человек мог реализовать

 и свои планы, и свои намерения, свои лучшие качества и свои таланты

 на родной земле. Мы будем делать все для того, чтобы развивать

медицину, дороги, образование».

Из поздравления Путина В.В. с днем сельского хозяйства. 2018 г.

 

Воронежский регион обладает многими преимуществами перед другими регионами. Высокоплодородная земля и  умеренно-континентальный климат, выгодное экономико-географическое и транспортное положение. Ещё в 2000 году «куб» воронежского чернозема, в качестве эталона  нашей планеты, был представлен на Всемирной выставке в Париже. Трудолюбивые люди живут на этой земле. Численность населения Воронежской области на начало текущего года составила более 2,3 млн. чел.

Воронежская область за последние годы по многим показателям, вошла в десятку лучших регионов страны, а по производству некоторых важнейших сельхозпродуктов занимает ведущие места. По данным регионального правительства область является первой в ЦФО по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, а также плодов и ягод и входит в семерку лучших регионов по этим показателям по стране (по зерну – 5 место, сахарной свекле – 2). Особо впечатляет получившие огромное развитие молочное скотоводство.

Много внимания в регионе уделяется развитию сельских территорий. За последний период в нескольких районных центрах построены современные спортивные сооружения, строились новые дороги и ремонтировались старые, отремонтированы или построены несколько  медучреждений, осуществлялась газификация сел и т.д. Важной частью региональной программы по развитию сельского хозяйства стало благоустройство территорий, создание и поддержание необходимой инфраструктуры, строительство и ремонт дорог. Уровень газификации в сельской местности Воронежской области составил более 80 %. Большое внимание уделяется улучшению жилищных условий работающих на селе людей, в том числе молодых семей и специалистов, а также грантовой поддержке местных инициатив. Некоторые села по благоустройству, уровню жизни населения стали показательными в регионе.

Бедность и вымирание сел

Однако, несмотря на это, в большинстве сельских поселений Воронежской области отмечается низкий уровень качества жизни населения и высокий уровень бедности. По мнению некоторых ученых и специалистов, для реального улучшения качества жизни населения областными и муниципальными структурами сделано настолько мало, что Воронежская деревня быстрыми темпами идет к деградации. Жители многих сельских поселений Воронежской области, считают и не без основания, что они вообще брошены на произвол судьбы, на самовыживание. Некоторые села уже стали или становятся вымирающими. В отличие от других субъектов РФ, в Воронежской области нет ни одного муниципального района и городского округа с естественным приростом населения за последние годы.

Огромное количество сельских жителей региона потеряли работу в результате ликвидации более тысячи колхозов и совхозов, закрытия в результате «оптимизации»  многих ранее  работающих в сельской местности филиалов банков, почтовых отделений, учреждений образования и здравоохранения. Прекратили работу расположенные в селах многочисленные пункты первичной переработки молока, десятки предприятий по производству сливочного масла, сыров, сухого молока, технического казеина, куда крестьяне могли сдавать молоко со своих подсобных хозяйств. Почти перестала работать система потребительской кооперации по массовой закупке сельхозпродукции у крестьян. Сейчас сельхозсырьё  у крестьян закупается только для оставшихся в небольшом количестве немногих собственных перерабатывающих цехов и торговых точек Облпотребсоюза. Реализовать, даже небольшие объемы картофеля, овощей, яиц, мяса, крестьянам негде и помощи в этом им неоткуда ждать.

Цены на энергоносители, услуги ЖКХ, транспортные и  бытовые услуги, товары первой необходимости, пищевые продукты, и т.п., постоянно растут. Стоимость газификации одного жилого лома в сельской местности региона «астрономическая» и достигает 100 -150 тыс. рублей, которая не под силу людям имеющим работу, а пенсионерам вообще недоступная. Очень низким в сельской местности является уровень дорог с твердым покрытием. Только в десяти районах таких дорог около 50%, а в таких районах области,  как Подгоренском, Рамонском, Панинском, даже менее 30 %.  Если в областном центре почти нет контроля за качеством предоставляемых населению услуг, товаров и особенно пищевых продуктов, то в сельской местности в этом отношении, надеяться вообще не на что.

Значительное количество работоспособных людей из сельской местности вынуждены искать работу в Воронеже, в Москве и других индустриальных центрах страны.

Ситуация в Воронежской области складывается такая, что не то чтобы привлечь в село новых жителей, а почти ничего не делается, чтобы  как то удержать там ещё оставшихся людей. В отличие от других субъектов РФ, в Воронежской области нет ни одного муниципального района с естественным приростом населения за последние годы.

Перевод на холдинговый уклад

За последние годы, в регионе резко изменилась структура сельскохозяйственного производства с четким уклоном на монокультуры. По заявлению Правительства области региона в  письме от 20.04.2018 г. № 81-11/1196, областным Правительством Воронежского сельского хозяйства переведено на холдинговый уклад, который «не  предполагает многоотраслевую структуру его ведения, а имеет четкие направления производства, в основном это зерно, сахарная свекла, подсолнечник». Может это и правильно с точки глобализации и отчетности перед Президентом РФ. Но как же быть с селом, с сельскими жителями? Такая политика ведет к истощению сельскохозяйственных земель, затрудняет развитие в регионе  малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе, а следовательно ведёт к ухудшению качества жизни основной массы сельских жителей. По мнению выдающегося ученого агрария В.Шевченко (газета Коммуна,  № 90, 20.11.2018 г.), «владельцы земельных латифундий, высасывая из России и народа все соки, грабят чернозем».

Все льготы агрохолдингам

Из выделяемых государством средств поддержки сельского хозяйства в виде субсидий, дешевых кредитов и др. льгот, «львиная доля» достается агрохолдингам. Так, например, выделяемые за последние два года Воронежской области почти по 8 миллиардов рублей в год, в основном достались агрохолдингам и др. крупным компаниям. Причем, по заявлению департамента аграрной политики ВО (от 04.05.2018 г. № 60-01-26/1286), распределение таких средств является коммерческой тайной. Эти данные скрываются не только от общественности, но и от тех, кто не сумел получить такие льготы. Возможно, что и налоги от полученной агрохолдингами прибыли в Воронежской области, проходят мимо областного налогового «кармана».

Крупным сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям не нужны мелкие перерабатывающие предприятия, крестьяне со своими «сотками»  земли, а также фермерские хозяйствами с каким-то десятком гектар и небольшим цехом по производству пищевых продуктов. Для обработки земли и уборки урожая агрохолдингам требуются только единицы работников.  Эти компании часто сельскохозяйственную технику привлекают  из других регионов совместно с обслуживающим персоналом.

Чиновникам удобнее распределять государственную финансовую помощь крупным хозяйствам, где есть специалисты для составления бизнес-планов, есть имущество для обеспечения залога, есть специалисты по логистике – сбыта продукции. В фермерских, а тем более в крестьянских хозяйствах, небольших предприятиях по производству пищевой продукции, всего этого нет. Им нужна помощь в обеспечении залога, в оформлении документов на льготы, составлении регулярных отчетов, в приобретении племенного скота, семян, удобрения, оборудования, и, прежде всего, в реализации полученной продукции. Областным чиновникам такие хлопоты не нужны, в их должностные обязанности это не входит.

Торговые сети

Огромную отрицательную роль для развития мелких и фермерских предприятий, крестьянских хозяйств, местной торговле, системе потребительской кооперации, сыграли  крупные международные, федеральные и региональные сети, занимающие в регионе львиную долю розничного товарооборота по пищевым продуктам.  В этих сетях только хлебобулочные и молочные продукты в основном местного производства, а остальные продукты преимущественно из других регионов и из зарубежья. Почти полная их монополия на региональном продовольственном рынке не даёт развиваться не только крестьянским, фермерским хозяйствам, мелким перерабатывающим предприятиям, но и местным торговым организациям. Небольшие производители, особенно фермерские хозяйства не имеют возможности «вписаться» в современную логистику крупных торговых сетей из-за значительных «бонусов», скидок, отсрочек оплаты за полученный и реализованный товар и требования поставки только крупных партий на оптовые базы.

Имеющиеся в регионе крупные две-три местные организации розничной торговли, по отношению к фермерским хозяйствам и мелким перерабатывающим предприятиям заняли  такую же позицию, как и международные и межрегиональные торговые сети.  В их торговых залах также трудно найти местную продукцию.

Нет запасов

А что будет со снабжением местного населения пищевыми продуктами, если владельцы этих сетей по каким-либо причинам выведут свои предприятия из Воронежской области? Из запасов пищевых продуктов массового потребления в регионе только то, что находится на полках в розничной сети, а там все только с  «колес». На этот объем региональные власти по-видимому и надеются. Не надо иметь сто пядей во лбу, что бы не понимать, что компании, имеющие какие-то остатки сырья или готовой продукции, используют любую появившуюся возможность их срочной реализации «на сторону».

Рынки

Еще одной проблемой для села, которую не в силах преодолеть фермерам и крестьянским хозяйствам, стала монополизация перекупщиками городских и районных рынков, которые раньше назывались «колхозными» и предназначались для реализации сельхозпродукции сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами. Рынки в г. Воронеже превратились в гипер- и супермаркеты по почти бесконтрольной продаже перекупщиками пищевой продукции промышленного производства, часто низкокачественной, в том числе фальсифицированной, опасной для здоровья людей. Правда, есть и «положительное»  решение. Например, для реализации сельскохозяйственной продукции из крестьянских подсобных хозяйств, дач и фермерских хозяйств, на центральном рынке г. Воронежа выделено незначительное количество мест в основном торговом зале, да ещё на улице, у входа в монументальное здание, несколько мест, как «нищим на паперти церкви». На так называемом «птичьем рынке» в северном районе г. Воронежа, в летний сезон позволено местному населению, своим и иногородним фермерам торговать картошкой, овощами, бахчевыми культурами и т.п., на улице прямо в грязи, в пыли, под палящим солнцем или дождем. Сейчас там начата реконструкции, после которой, по-видимому, и таких возможностей у крестьян, дачников и фермеров, больше не будет. Как и в уже построенных рынках-дворцах «Придача», «Московский», «Центральный» там будут господствовать перекупщики.

Возможно не зря некоторые специалисты нашу статистику считают «лукавой»

Почему такое суждение? Давайте посмотрим на конкретном примере. Оказывается, что по существующей методике, количество картофеля, овощей, фруктов учитывается статистикой не по фактически собранном урожае, а «виртуально», исходя из наличия площадей в крестьянских и фермерских хозяйствах и погодных условий. По данным статистики в 2016 г. по Воронежской области, производство картофеля составило почти полторы тысячи тонн, но из них, в подсобных хозяйствах населения якобы собрано более 95 %. Также из 550 тыс. т. выращенных в регионе, овощей, в хозяйствах населения значится 86 %. Складывается впечатление, что ситуация такая же и по другим показателям – по производству мяса, молока и т.п. Например, из 828,5 тыс. тонн общего областного удоя молока за 2016 г., в подсобных хозяйствах населения получено 30,6 % и крестьянско-фермерские хозяйствах 4,4 %, из 382 тыс. тонн  отчетного общего областного объема произведено мяса у населения произведено 23,4 % и крестьянско-фермерские хозяйства 1.2 %, яиц куриных в хозяйства населения получено 36 % и фермерских хозяйств 0,5 %. из 942,9 млн. штук общего областного объёма. Напрашивается вопрос – а кто считал, сколько сельские бабушки собрали яиц из под своих несушек или надоили молока от домашних буренок. И это при том, что сейчас, в абсолютном большинстве в крестьянских хозяйствах по  Воронежской области, на все село одна, две коровы. Редко где можно увидеть пасущихся крестьянских овец, коз, телят, резко сократилось поголовье домашней птицы. Фермерских хозяйств, содержащих десяток или более голов домашних животных - единицы по всей области. У некоторых специалистов есть опасение, что с полномасштабным введением в РФ в действие регистрации скота в системе электронной сертификации «Меркурий» и обязательном забое домашних животных только в специализированных скотобойнях, сельское подворье в Воронежской области, если не вообще прекратит свое существование, то выращивание скота для реализации  прекратит точно.

Если по данным статистики такое огромное количество продукции получено в крестьянских подсобных хозяйств, то куда же было реализовали населением это молоко, мясо, яйца, картофель и т.п.? Кооперативов в крестьянских хозяйствах регионе нет, торговых точек они не имеют. Вероятнее всего, при расчете фактического потребления населением продуктов питания, статистикой учитываются виртуальное количество продукции. Получаются очень даже приличные данные по качеству жизни населения. Больше съели, лучше живем. Может и по остальным показателям производства сельхозпродукции и пищевой продукции Воронежской области, как и в целом по стране, такая же система отчетности? Оказывается нельзя верить своим глазам, когда видишь в розничной сети по этикеткам или по сопроводительным документам откуда поступает продукция в детские садики больницы, специнтернаты и т.п. Там почти нет местной продукции. Удивительно, но в официальном сообщении департамента здравоохранения ВО от 20.04.2018 г. № 81-11/1196, подготовленное по поручению губернатора ВО, сообщается, что «воронежские товаропроизводители в полном объеме обеспечивают потребность населения региона в основных социально значимых продуктах».

Многие ещё помнят огромные поля капусты, моркови, помидор, особенно в пригороде г. Воронежа. Кроме этого, благодаря ранее успешно работающей в регионе системе потребительской кооперации, значительное количество выращиваемых в крестьянских подворьях картофеля, свеклы, лука, чеснока и т.п., мяса, яиц закупались не только для нужд области, но и для поставки в другие регионы. Ежегодно более 200 тыс. тонн молока фактического, а не виртуального, крестьяне сдавали на переработку  на предприятия молочной промышленности.

Не только в розничную сеть, но и в учреждения соцзащиты, здравоохранения и образования до 90 % продукции, такой как мясо, яйца, сахар, растительное масло, мука и др., сейчас завозится из  Ленинградской, Московской, Волгоградской, Челябинской  областях, Чувашии, Мордовии далекой Сибири.  И даже самые обычные картошка, капуста, свекла, лук, морковь поступает из других регионов страны и даже из-за  зарубежья. Не так давно, был случай, когда обычная капуста в детские садики Воронежа, поставлялась, как было указано в сопроводительных документах, из стран «подданных её величества королевы Англии».

Безработица

В дополнение к виртуальному расчету количества сельхозпродукции по региону, можно привести пример показания по безработице. Департамент труда и занятости включает в список безработных только тех, кто у них зарегистрировался. А если у человека нет работы с момента развала СССР? И кто будет из дальних сел приезжать дважды в месяц в район для регистрации в службе занятости. Больше будет затрат на транспорт, чем мизерное пособие. Кроме этого, вряд ли существующие правила позволят безработному регистрироваться несколько лет подряд.

По сообщению Правительства области, по-видимому, на основании данных департамента труда и занятости, «уровень полной безработицы в среднем за год 2017 составил 4,3 % по Воронежской области, а «в муниципальных районах Воронежской области колебался от 0,1 % (в Семилукском районе), до 2,4 % (в Терновском районе)».   Сейчас официальная безработица по ВО составляет всего около 50 тыс. человек. Совсем почти ни чего.

А вот по «сухим» цифрам результат совсем иной. Например, если из общего количества жителей региона вычесть официально работающих, пенсионеров, студентов, школьников и детей дошкольного возраста, то  получается безработных по региону в 5 – 6 раз больше. Воронежстат подтверждает (письмо от 01.12.2018 г. № ИС 39-2-0900/1093-ДР), что расхождение фактического уровня безработицы значительно отличается от представляемых департаментом  труда и занятости в 4,7 раза. Оказывается, что причин таких отклонений является методологические различия в части охвата категорий населения.

Напрашивается вопрос. Если по данным статистики такое незначительное в регионе, особенно в сельской местности, количество безработных, если в крестьянских и фермерских хозяйствах производится достаточное количество картофеля, овощей, мяса, яиц, молока, если «воронежские товаропроизводители в полном объеме обеспечивают потребность населения региона в основных социально значимых продуктах», то оказывается чиновникам незачем беспокоиться с оказанием помощи крестьянским и фермерам хозяйствам в развитии малого и среднего бизнеса, о создании закупочно-распределительных логистических центров, о создании новых рабочих мест, об организацией новых предприятий и т.д.

Может и нельзя качество жизни сельского населения нашего региона полностью сравнивать со словами из песни Леонида Утесова: «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо», но задуматься нужно.

 

По анализу выше изложенного, к основным причинам сложившегося положения по качеству жизни большинства сельского населения Воронежской области, можно отнести следующее:

- ликвидация колхозов, совхозов, ранее работающих филиалов банков, почтовых отделений, учреждений социальной сферы (бытового обслуживания, торговли, здравоохранения, образования за счет их укрупнения т.п.), многочисленных небольших перерабатывающих предприятий, а также предприятий потребкооперации, перевод сельскохозяйственного производства области на холдинговый уклад­ - привело к значительному росту безработицы и миграции сельского населения (прежде всего молодежи) в города и крупные центры в поисках работы;

- высокие цены на энергоносители, на коммунальные услуги, на подключение снабжение газом и электроэнергией крестьянских подворий, фермерских хозяйств, небольших предприятий по переработке сельхозпродукции;

- отрицательное влияние на развитие производства сельхозпродукции в фермерских и подсобных хозяйствах, перерабатывающие предприятия небольших мощностей, местные организации розничной торговли пищевыми продуктами, оказали крупные международные, межрегиональные торговые сети занимающие монопольное положение в розничной торговле пищевыми продуктами в регионе;

- использование департаментом труда и занятости населения Воронежской области Воронежстатом и др. организациями, методик расчетов фактической безработицы, производства сельхозпродукции, в том числе в крестьянских подсобных хозяйствах, потребления  населением пищевой продукции и т.п., не дающих реальной картины состояния жизнеобеспечения населения, не может способствовать нормальному развитию сельских территорий, позволяет областным и муниципальным структурам не включать в план развития области некоторых важных показателей;

- отсутствие в регионе разработанных показателей (нормативов) качества жизни населения и согласованных мероприятий по их выполнению. Утвержденные нормативы по жизнеобеспечению населения в основном имеются в различных Гостах, правилах и т.п., но они не сведены в единое целое, не доведены для сведения исполнителям в региональных и муниципальных структурах, руководителям поселковых советов, а тем более, они неизвестны  сельским жителям;

- отсутствие в правительстве области структуры или конкретного лица, ответственного за нормальное жизнеобеспечение сельского населения. Обязанности по работе с сельскими территориями размыты между различными областными структурами;

- отсутствие общественного контроля за работой областных и муниципальных структур по повышению уровня  и качества жизни сельского населения.

Причины низкой экономической активности сельских жителей Воронежской области:

- оказания финансовой и др. помощи преимущественно агрохолдингам и крупным предприятиям, а не фермерским и крестьянским хозяйствам и т.п.; 

- отсутствие со стороны областных и муниципальных структур действенной помощи и поддержки в развитии и организации подсобных крестьянских и фермерских хозяйств, перерабатывающих цехов и др. предприятий, в создании кооперативов,  организации народных промыслов;

- отсутствие в регионе логистических центров, которые смогли бы принимать, обрабатывать, хранить производимую крестьянскими, фермерскими и др. сельскохозяйственными организациями продукцию, а также продукцию перерабатывающих предприятий любой мощности, формировать партии товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, в том числе для снабжения ими учреждений здравоохранения, соцзащиты и образования (гл. 4, ст. 17,п. 1 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»);

- низкая потребительская и правовая грамотность основной части населения в сельской  местности.

 

Исходя из сложившегося положения, требований Президента РФ В.В. Путина о необходимости улучшения качества жизни, для развития сельских территорий следует, что нужен новый подход к решению проблемы качества жизни сельского населения. Таким подходом может быть разработка стандартов (нормативов) жизнеобеспечения населения.

Ещё в 2014 году, на заседании Госсовета президент РФ В. Путин предложил разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий и призвал не бросать сельские поселения  «на произвол судьбы». Президент отметил, чтобы "власти всех уровней, общественные структуры и политические партии, бизнес имели ясное представление о тех задачах, которые предстоит вместе решать и действовать". Правительство РФ была утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. Для улучшения качества жизни. Стратегией была предусмотрена необходимость разработки систем региональных стандартов предоставления услуг для сельского населения, в том числе образования, медицинского, ветеринарного, культурного, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания. Особо выделена необходимость создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающей им наряду с другими гражданами доступ к физическому окружению, транспорту, информации, связи и другим услугам, предоставляемым сельскому населению. До настоящего времени общественности неизвестно о выполнении в Воронежской области требований Стратегии по разработке и применению таких стандартов.

Практически идет вопрос не о разработке новых нормативов, а подробном фактическом анализе состояния уровня, качества жизни сельского населения, в подготовке «уклада» жизни сельских территорий на основе действующих в РФ правил и нормативов. Возможно новыми могут быть обязанности региональных, муниципальных и поселковых структур по оказанию помощи населению, по разработке предложений и мер по каждому району, каждому селу для повышения экономической, культурной, спортивной и т.п. активности жителей сельских территорий.

На заседании Госсовета В.Путин отметил о необходимости разработки механизмов поддержки малого бизнеса на селе, в том числе в социально-бытовой сфере, пояснив, что он имеет в виду парикмахерские, кафе, гостиницы. "Все это нужно не только сельским жителям, но и для развития внутреннего туризма в стране". Он сказал, что в органах местного управления должен быть сотрудник, обязанность которого - разъяснять и помогать начинающим бизнесменам", и там … «целесообразно ввести специальную должность консультанта по этим вопросам». "Регионам пора взять этот процесс под свой контроль и наладить эффективную работу по поддержке тех граждан, которые хотели бы заняться предпринимательством".

Фактически нормативы жизнеобеспечения населения в нашей стране имеются в действующих санитарных, ветеринарных, противопожарных и др. правилах, но они не сформированы в единый документ, в уклад жизни на селе, не все чиновники региональных и муниципальных служб, поселковых советов владеют знаниями этих нормативов. Абсолютному большинству населения области они неизвестны. Не только людям, ещё оставшимся жить в сельских поселениях, но и многим безработным в областном центре и желающим переселенцам из бывших стран СНГ, необходимо знать о перспективах развития сельских территорий региона. Многие ответственные чиновники страны, да и нашего региона, все чаше и чаше заявляют о необходимости улучшения качества жизни сельского населения. Но до какой степени нужно улучшать? А вот стандарты  и могут послужить таким критерием, эта уже система для исполнения и контроля.

При попытке обсуждения необходимости разработки нормативов качества жизни сельского населения, некоторые представители областных структур высказываются, что для села и так делается уже много, что нельзя сразу все выполнить, да и средств на все не хватит, а разрабатывать какие-то новые стандарты нет необходимости, да и в положениях о департаментах нигде не указано о необходимости разработки таких стандартов. В этом отношении, очень показательное высказывание одного ведущего сотрудника департамента аграрной политики ВО –  «если крестьянам нужны кооперативы по производству, закупке и реализации продукции, то пусть они сами их и создают».

При предварительном опросе некоторых сельских  жителей региона, о необходимости разработки для села стандартов качества жизнеобеспечения, получено два противоположных ответа.

Первый ответ – все это бесполезно, никто и ничего для существенного улучшения качества жизни людей делать не будет. Будет только создана видимость заботы о людях, как и сейчас.

Второй ответ - такие стандарты очень нужны. Для живущих на селе людей, для тех, кто хотел бы переселится из города или приехать из другой страны, должна быть надежда на лучшую жизнь, на "свет в конце туннеля".

Будет считаться преступлением и потомки нам не простят, если мы допустим вымирание деревень в центре Российского Черноземья, где жизнь будет теплиться только в «оазисах» - в районных центрах и в некоторых поселениях вблизи молочно-товарных ферм, птицефабрик и др. объектах животноводства.  Был период, когда в нашей стране «на произвол судьбы» было брошено производство товаров народного потребления и как результат, у нас сейчас почти все китайское, начиная от иголки и до сложной бытовой техники. Пока население нашего региона снабжается преимущественно продуктами питания из других регионов, но что будет через каких то пару - тройку лет?

В одном из своих недавних выступлений, губернатор Воронежской области Александр Гусев сказал, что ответственность за все, что происходит в регионе, всегда лежит на губернаторе.

Здесь уместны и сказанные слова Алексея Гордеева: «В создании и поддержании сельской инфраструктуры должны участвовать все – и власти, и предприниматели, и сами жители. Думаю, у нас совместно «хватит пороха», несмотря ни на какие экономические трудности, все сделать для создания современной инфраструктуры для жизни сельских территорий».

 Хотелось бы надеяться, что инициатива общественности по разработке стандартов (нормативов, уклада) жизнеобеспечения сельского населения найдет поддержку не только у губернатора, а в этом нет сомнения, но и у населения региона, и у огромной армии региональных, муниципальных и поселковых чиновников, а также у депутатов всех уровней и общественности.

 

Н.М. Дегтярев,

член штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения

«Народный Фронт «За Россию»,

член общественной палаты Воронежской области,

председатель Совета Воронежского регионального отделения

Общероссийского общественного движения в защиту

прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России»,

руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»