preloader
X

РИПИ призывает Роспотребнадзор объединить усилия ради благополучия потребителя

Наши коллеги из Российского института потребительских испытаний (РИПИ) обратились к Главному государственному санитарному врачу РФ Анне Поповой

Российский институт потребительских испытаний (РИПИ) обратился к Главному государственному санитарному врачу РФ Анне Поповой с просьбой обратить внимание на нежелание сотрудников территориальных управлений ведомства реагировать на сигналы о продаже опасных, фальсифицированных и некачественных продуктов питания в российских магазинах.

Поводом для написания официального письма стала «грустная» статистика обращений во многие территориальные Управления Роспотребнадзора. Так, например, с января 2018 г. по сентябрь 2019 г. в территориальные Управления было отправлено более 45-ти писем с констатацией фактов реализации опасных и фальсифицированных продуктов питания. Тем самым для государственной службы, призванной наводить порядок в этой сфере, была предоставлена информация, на основании которой можно и нужно было активно действовать, чтобы предотвратить негативные последствия для потребителя. К огромному сожалению, ситуация складывалась иначе.

На свои письма за указанный период РИПИ получил 37 ответов, из которых следует, что территориальные органы Роспотребнадзора, мягко говоря, не торопятся реагировать на случаи обнаружения опасных для здоровья людей продуктов питания в розничной торговле. Эти ответы условно делятся на четыре группы:

 

  • Управление Роспотребнадзора кратко сообщает нам, что «информация получена и будет учтена при проведении контрольно-надзорных мероприятий». При этом сроки проведения этих мероприятий в ответных сообщениях не указываются. Можно сделать вывод, что госорган не торопится убрать с прилавков фальсифицированные и опасные для потребителя продукты.

 

  • Территориальное Управление Роспотребнадзора кратко информирует о том, что в связи с тем, что изготовитель продукции зарегистрирован в другом регионе, обращение РИПИ перенаправлено «по месту нахождения» изготовителя. Но ведь сообщалось о проблемах с безопасностью конкретного товара именно в этом регионе, а не в том, где зарегистрирован производитель. Кроме того, в этом случае остается неизвестной реакция Управлений, куда перенаправляется информация, и дальнейшая судьба проблемного товара.

 

  • Управление Роспотребнадзора информирует нас о невозможности возбуждения административного расследования по данному факту, мотивируя отказ использованием нестандартных методов отбора продукции для исследований. Но для некоммерческих организаций существуют общие правила отбора проб, изложенные в ГОСТ Р 58185-2018 «Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции». В соответствии с этими правилами представители некоммерческих организаций действуют, как обычные потребители, закупая образцы для испытаний в розничной торговой сети.

 

  • Часто отказ в принятии мер обосновывается отсутствием указанной в письме продукции на прилавках и складах магазинов. Проверяющая сторона пытается найти товар идентичный проверенному РИПИ — от той же даты и партии. А в случае со скоропортящейся продукцией, это просто нереально. Поэтому контрольные действия не производятся, а наши партнеры в регионах сообщают, что продукция по-прежнему лежит на полках в магазинах.

 

Есть редкие случаи, когда реакция на наши обращения оканчивается проверкой производства, которое выпустило некачественный продукт. Это хорошо, но с точки зрения защиты потребителя наибольший интерес представляет проведение контрольной закупки в той же торговой точке или в той же торговой сети, где был куплен испытанный образец.

В конце обращения РИПИ призывает Главного государственного санитарного врача РФ Анну Попову к налаживанию конструктивной совместной работы: «Мы с Вами делаем одно дело, только с разных институциональных позиций, и поэтому отвергать помощь организации, которая имеет не только богатый опыт работы в потребительском сегменте, но и постоянную обратную связь с потребителями, было бы, на наш взгляд, контрпродуктивно».

Справка о деятельности РИПИ

Институт создавался на базе испытательной службы и отдела аналитики  потребительского журнала «СПРОС», который на протяжении почти 20 лет (с момента создания в 1992 г. по 2011 г., проводил собственные сравнительные испытания по широкой номенклатуре потребительских товаров (в год более 500 экспертиз).

В течение ряда лет РИПИ имеет многолетний деловой контакт с ведущими испытательными центрами и лабораториями.

АНО «РИПИ» провел с 2004 года ряд крупных исследований потребительских товаров и продуктов питания российского и зарубежного производства. АНО «РИПИ» возглавляет Технический комитет ТК-111 Национальной системы стандартизации  РФ. При его непосредственном участии было разработано 13 государственных стандартов в области защиты прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг.

Реализованные в рамках грантовой поддержки проекты РИПИ направлены на развитие гражданского общества и защиту прав потребителей в РФ.

 

Пресс-секретарь

Пустыгина Елена