preloader
X

Резолюция заседания рабочей группы по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях

19 июня т.г., в Общественной палате Воронежской области состоялось  заседание рабочей группы по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях.

Проект

Резолюция заседания рабочей группы по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях

 

19 июня т.г., в Общественной палате Воронежской области состоялось  заседание рабочей группы по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях.

Тема заседания – о состоянии качества хлеба массового потребления в розничной торговой сети Воронежской области.

Причины проведения заседания – значительное увеличение количества жалоб на качество хлеба массового потребления предлагаемого населению в розничной торговой сети г. Воронежа и  области.

В заседании приняли участие члены Общественных палат Воронежской области и г. Воронежа, представители департамента экономического развития  ВО, департамента аграрной политики ВО, предприятий хлебопекарной промышленности г. Воронежа, ученые и специалисты отрасли.

Всем участникам этого мероприятия  предварительно была представлена  возможность принять участие в  сравнительной потребительской оценке качества ржано-пшеничного хлеба, который постоянно имеется в розничной торговой сети г. Воронежа и отдать свой голос понравившемуся образцу.

Одновременно, экспертная комиссия оценила эти образцы на соответствие требованиям действующей нормативно-технической документации.

По оценке экспертной комиссии, представленный ржано-пшеничный хлеб в основном соответствует действующей нормативно-технической документации. Отмечено, что некоторые образцы имеют повышенную кислотность, крошковатость, неэластичный мякиш, невыраженный вкус. По мнению специалистов лучшим признан образец  № 2 - хлеб «Дарницкий» (АО «Тобус») это 1-е место . А по мнению потребителей наибольшее количество голосов получили образец № 6 хлеб «Дарницкий», АО «Хлебозавод № 1» и образец № 8 хлеб «Подовый» Лимак, г. Липецк.

После проведения сравнительного смотра состоялся обмен мнениями.

Участники заседания высказали следующее.

Снабжение хлебом массового потребления населения Воронежской области за последние годы является стабильным. В этом заслуга коллективов имеющих большой опыт ряда предприятий хлебопекарной промышленности, расположенных в г. Воронеже и некоторых районных центрах.

Небольшую часть хлебобулочных изделий реализуют населению региона собственные производства крупных розничных сетей, незначительное количество расположенных в районных центрах и селах малых хлебопекарен, а также предприятия Курской, Липецкой и Белгородской областей.

Отмечено, что предприятия хлебопекарной промышленности Воронежской области могут вырабатывать хлеб высоко качества, что подтверждается различными премиями и наградами на Всероссийских конкурсах и смотрах качества. Однако ситуация по качеству хлеба для простых потребителей складывается иначе. Хлеб за последние годы значительно ухудшился. Его цена систематически повышается, а качество  снижается. Исчез свойственный аромат хлеба. Хлеб массового потребления, вырабатываемый отдельными предприятиям имеет несвойственный вкус и запах, после недлительного хранения мякиш хлеба крошится, наблюдается отслоение верхней корки недостаточно пропеченный и т.д. Особенно много жалоб на быстрое плесневение хлебобулочных изделий при хранении в обычный домашних условиях. На поверхности хлеба и батонов при хранении в домашних условиях быстро появляется плесень различного цвета – сизая, зеленая, красная и т.п.  Участники заседания указали на низкое качество изделий, вырабатываемых пекарнями крупных розничных сетей, расположенных в г. Воронеже.

К одной из основных причин такого положения участники совещания относят применение для производства муки зерна низкого класса, а вследствие этого, получение муки с неудовлетворительными хлебопекарными свойствами. Из-за низкого качества применяемой муки для выпечки хлеба, производители  зачастую вынуждены использовать различные улучшители, которые, вполне возможно, отрицательно влияют на здоровье людей, употребляющих такой хлеб. Кроме этого, такой хлеб быстро теряет свои потребительские свойства, становиться излишне сухим,   крошковатым и малосъедобным. На действующих хлебозаводах не всегда соблюдаются требования технологического процесса при хранении сырья, при подготовке теста и выпечке.

Принудительное охлаждение свежевыпеченного хлеба или вообще не используется или применяется несовершенное, без предварительной очистки воздуха. Поступающие из торговли лотки для укладки хлеба не всегда проходят необходимую обработку (мойка, зачистка, сушка).

На предприятиях по производству хлебобулочных изделий в основном используется морально-устаревшее и физически изношенное оборудование, не автоматизирован технологический контроль

Из-за отсутствия в регионе учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих специальностей (тестомесов, пекарей и т.п.), предприятия вынуждены принимать на работу необученных людей, отчего страдает качество готовых изделий.

Высказывались также мнения, что качественный хлеб может иметь более высокую стоимость, но основная масса населения тогда не будет иметь возможности его приобретать.

В воронежской области, как, по-видимому, по всей стране, нет контроля не только за качеством хлебобулочных изделий, но и за качеством используемого зерна и муки при транспортировке  и реализации Из-за низкой оплаты труда на основных хлебозаводах создается высокая текучесть кадров, квалифицированных рабочих не хватает.

Действующая нормативно-техническая документация на производство хлебобулочных изделий несовершенна, носит почти рекомендательных характер. В результате этого, готовые  хлебобулочные изделия, даже имеющие большие отклонения по органолептическим показателям, почти невозможно предъявить требования к предприятиям с целью улучшения качества готовых изделий.

Региональные и муниципальные органы власти недостаточно уделяют внимание проблемам  качества хлеба массового потребления, не содействуют улучшению его качества и снижения его себестоимости.

СМИ мало уделяют внимание мнениям потребителей о качестве хлеба.

 

Предложения

1. Предложить Общественной палате ВО выступить с законодательной инициативой перед Государственной Думой РФ о рассмотрении следующих вопросов:

- создание хлебной инспекции по опыту  СССР и развитых западных стран;

- разработка стандартов по хлебобулочным изделиям с разделением на хлеб с использованием натурального сырья и хлебопродукты (по аналогу НТД на молокопродукты) с применение различных улучшителей.

- вернуть обязательное исполнение требований ГОСТов для всех пищевых продуктов.

2. Обратиться к губернатору региона с просьбой рассмотреть возможность:

- удешевления хлеба массового потребления за счет внебюджетных фондов и решения вопроса снижения торговой наценки в основных размещенных на территории региона розничных торговых сетях;

- организации учебных заведения по подготовке рабочих профессий для хлебопекарных производств (тестомесы, пекари и т.п.);

- обратить внимание владельцев размещенных в регионе крупных предприятий по производству хлеба на необходимость срочного решения вопроса повышения заработной платы рабочим основных профессий хлебопекарного производства.

3.Общественной палате ВО обратиться в Министерство науки и высшего образования РФ о создавшейся неудовлетворительной ситуации по подготовке специалистов с высшим образованием (система подготовки бакалавров и магистров).

4.Предложить департаменту по предпринимательству и торговле, департаменту аграрной политики совместно с общественными объединениями организовывать для населения систематическое проведение сравнительных потребительских смотров качества пищевых продуктов, в том числе хлеба массового потребления, с широким освещением этих результатов в СМИ.

5.Предложить руководителям предприятий хлебопекарной промышленности рассмотреть возможность приглашения на предприятия представителей общественной палаты и др. общественных объединений.

6.Предложить рабочей группе Общественной палаты Воронежской области по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях систематически рассматривать вопросы по  качеству представленных в розничной сети региона пищевых продуктов массового потребления.

Руководитель рабочей группы по мониторингу продовольственного рынка и контролю за организацией питания в бюджетных учреждениях Воронежской общественной палаты,

член штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,

председатель Совета Воронежского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России»,

руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»

 

                                                                                Дегтярев Н.М.